Страница 2 из 3
Дейв Уинтер: спасение в RSS
Дейв Уинтер, председатель совета директоров и основатель Userland, принадлежит к числу тех, кто наиболее широко пользуется блогами. Ему мы в большой степени обязаны появлением стандарта RSS для объединения интерактивного информационного наполнения. С недавних пор Уинтер занялся новым для себя делом —он является партнером Гарварда и руководит подразделением школы права Berkman Center for Internet and Society. В вопросе о переосмыслении роли электронной почты Уинтер намечает ту же цель, что и Оззи, только подходит к ней с другой стороны.
«Необходимо как бы подняться на несколько ступенек, — поясняет Уинтер. — Есть две стороны вопроса: чтение и запись. Суть RSS — издательство. Это принципиально иная позиция, нежели та, которую пропагандирует Оззи. Он видит главной задачей обеспечение конфиденциальности (для совместно используемых файлов и рабочего пространства). Для издательства главное слово — открытость».
Однако Уинтер согласен с Оззи в том, что электронная почта исчерпала свои возможности как средство публикации. «Сейчас гораздо эффективнее размещать те или иные материалы в Weblog, предоставляя возможность подписываться на них при помощи RSS, — утверждает Уинтер. — Там, где речь идет об однонаправленном потоке информации, этот протокол позволяет компаниям настраивать архивируемые источники с поддержкой поиска, а не заставлять сотрудников выуживать нужные сообщения из папок электронной почты». Можно подписаться на результаты труда других рабочих групп или людей, которые сейчас рассылают по электронной почте ссылки на свои статьи с просьбами прочитать их. «Получение информации о том, что делается в других подразделениях или у конкурентов, может быть организовано другими средствами, нежели рассылки электронной почты».
Так как собственный почтовый ящик Уинтера грозит выйти из-под контроля, он поставил своей задачей защитить RSS от спама и добился этого, гарантируя, что система открыта с обеих сторон. «Если вам послали нечто, чего вы не просили, вы можете прекратить это одним нажатием на кнопку мыши». Сравните это с бесплодными попытками отписаться от ненужной рекламной рассылки по электронной почте. «Если навязчивая реклама рассылается по принципу подписки, вам ничего не стоит избавиться от нее».
Брюстер Кайл: сажать!
Изобретатель и предприниматель Кайл создал одну из первых в Internet поисковых машин, WAIS (wide area information server), разработал систему Alexa для отслеживания поведения пользователей Internet и автоматической сортировки Web-сайтов на основании трафика. Сейчас он возглавляет Internet Archive и задался целью построить современный интерактивный аналог Александрийской библиотеки.
Кайл уверен, что людей, злоупотребляющих основным принципом Сети — ее открытостью, нужно просто сажать. «Обман, который свирепствует сейчас в Сети, нужно наказывать самым жестким образом, — убежден он. — Если кто-то посылает вам письмо, в котором говорится: ‘Здравствуйте, я Билл Гейтс, и я хочу вам кое-что предложить’, как стоит это расценивать? Правильно, как преступление. А ведь достаточно призвать к ответу хотя бы сотню самых отъявленных спамеров! Почему мы не можем рассчитывать на нормальную защиту закона?!»
В то же время Кайл считает, что разработка антиспамерского законодательства идет в неверном направлении. «Не надо изобретать новые законы. Надо просто собрать в систему то, что уже есть». Он приводит закон Digital Millennium Copyright Act как пример слишком сильной реакции законодательных органов на появление новых технологий.
По мнению Кайла, к данной ситуации нужно применить самые традиционные законы. Достаточно вспомнить, что происходило с пакетным программным обеспечением в начале 80-х. ПО, которое стоило многие сотни долларов, копировалось бесплатно. Производители пробовали самые разные системы защиты от копирования, которые им так и не помогли. Тогда они обратились к закону. Теперь тот, кто крадет дорогое программное обеспечение, идет под суд.
Как можно применить это в ситуации со спамерами? С теми, кто не подписывается своими подлинными именами и не указывает обратных адресов, можно поступать очень просто — обращаться в ФБР с заявлением о получении поддельных документов. Конечно, это не остановит спам, но многие задумаются о том, безопасно ли в самом деле использовать поддельные адреса.
В то же время Кайл отличается от других борцов против спама тем, что видит в интерактивной рекламе только положительные стороны. «Реклама в Сети всегда была своеобразной мини-отраслью, — поясняет он. — Нельзя считать, что она порочна изначально. Эта, казалось бы, темная сторона Internet дает очень много полезных идей. Вопрос состоит в том, хотим мы иметь дело с этой теневой частью жизни сети, или нет».
Одно из предложений Кайла состоит в том, что от лиц, рассылающих электронные сообщения, следует требовать указания, в чьей юрисдикции они находятся. «Если вы получаете письмо, в конце обратного адреса которого стоит .uk, к его отправителю должны применяться законы, принятые в Англии. Если же там стоит .to, к такому сообщению стоит отнестись с большей подозрительностью. Именно поэтому корабли ходят под флагами своих стран».
Предприниматели, связанные с Internet, стремятся максимально освободиться от влияния государства. Кайл напротив, выступает за самый тесный союз с властью.
Джон Постел предупреждал...
Джон Постел был одним из первых архитекторов Internet. В 1969 году, еще будучи студентом Калифорнийского университета, он участвовал в создании самых первых структур сети ARPAnet. В то время сеть ARPAnet объединяла в себе только сайты исследовательских организаций. Ее финансировало тогда агентство Advanced Research Projects Agency.
В 1975 Постел опубликовал статью, предназначенную для Network Working Group в ARPAnet. Сейчас название этой работы способно поразить воображение: «К вопросу о сорной почте» (On the Junk Mail Problem). Уже в то время ученый смог понять, в чем состоит ахиллесова пята архитектуры, которая в дальнейшем легла в основу Internet.
«В протоколе ARPA Network Host/IMP не предусмотрено механизма, пользуясь которым можно было бы избирательно отвергать сообщения. Это означает, что, если некий компьютер в сети должен получать некоторые определенные сообщения, пользователю потребуется прочитывать все приходящие сообщения. На такой компьютер может прийти множество писем с другого компьютера, на котором работает неисправная система. В результате обычным пользователям первого компьютера будет отказано в обслуживании. От этого пострадают и локальные пользователи, и связь во всей сети. Это происходит потому, что ресурсы процессора используются на анализ ненужных сообщений и отказ от них, в результате чего падает пропускная способность сети и происходят нежелательные задержки».
Постел предложил и решение этой проблемы. Однако сейчас, спустя годы, такое проще сказать, чем сделать. «Было бы полезно, если бы на компьютерах в сети имелся механизм, позволяющий отвергать сообщения, приходящие от адресатов, которые ведут себя некорректно или просто раздражают других пользователей».
Когда в 1995 году правительство США приняло решение открыть Internet для коммерческого использования — это случилось спустя год после того, как юридическая фирма Canter & Siegel организовала масштабную спамовскую рассылку в Usenet, — «проблема сорной почты», на которую указал Постел, приобрела совершенно иной смысл. Против Постела были поданы иски со стороны компаний, недовольных его ролью в решении вопросов назначения имен доменов Internet и цифровых адресов. Тогда в 70-х годах регламентирование структуры, рассчитанной на более чем четыре миллиарда адресов, казалось слишком сильной мерой.
Спустя шесть лет после смерти Постела борьба за контроль над Internet продолжается с тем же размахом, что и рост спама. Прошлой осенью попытку подчинить себе организацию Internet Assigned Numbers Authority, которая некогда состояла из одного Постела, предприняла ни много ни мало Организация объединенных наций. А работа Постела заняла свое место в музее как ностальгический экспонат, напоминающий о тех далеких бескорыстных временах, когда все проблемы казались плодом воображения ученых.
|